Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37» - Развитие и реализация комплексных учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. 
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 
Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. 
Основные особенности: Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги; Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям; Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса; Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля; Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Преемственность курса ОРКСЭ с предметной областью "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Значение родительского участия в изучении курса ОРКСЭ

Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник должен обратиться к опыту своих родителей, других взрослых.

Подготовка итоговых творческих работ также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

При выборе модуля родителям рекомендуется сделать следующее

Ознакомиться с содержанием всех модулей курса, посмотреть содержание учебников по каждому модулю.

Выслушать на родительском собрании учителей.

Поговорить с учителем-предметником.

Посоветоваться с классным руководителем.

Практические советы родителям

Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.

Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках.

Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.

Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Нормативно-правовые основы курса ОРКСЭ

Полезные ссылки

 Сайт Министерства образования и науки 

 Сайт ОРКСЭ 

 Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) 

 Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 

 Совет муфтиев России 

 Российская ассоциация буддистов 

 Федерация еврейских общин России