Макаренко писал одному своему бывшему ученику:«... У человека должна быть единственная специальность –Он должен быть большим человеком, человеком настоящим.Если ты сумеешь, это требование понять... везде для тебябудет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».Везде тебе будет интересно! Везде дашь ценное!Кто не развил в себе общего интереса к жизни, кто не умеет увлекатьсякаждым делом, каким ему приходится заняться, тот может и не найти своего главного увлечения, своего призвания.Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а длятого, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно.Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески,увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой.Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.Иногда говорят: «Что получится, если человек с детства привыкнет делать только интересное для него?»Но кто же к этому призывает? Никакого «только» нет. Учение с увлечением –это вовсе неучение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать.Школа–труд, серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд. В школьной программе естьпредметы потруднее и полегче, и в каждом предмете есть разделы поинтереснее и поскучнее.Школа дает знания в системе в этом ее главная ценность, и потому она не может выбирать лишьто, что интересно: никакого учения не получится.Именно потому, что школа не развлекает и не дает выбора, учиться в школе с увлечением –это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески.Именно школа воспитывает культуру отношения к жизни.Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Понятна ли разница?
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
Учебная деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). Учебная деятельность сознательно направлена на усвоение знаний и способов деятельности.
Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. С одной стороны, она является условием и средством психического развития человека, обеспечивая ему усвоение знаний и тем самым развитие специфических способностей, с другой - учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.
Как и игра, учебная деятельность - производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности; её выделение связано с появлением теоретического знания. Развитие человеческого знания вызывает развитие и изменение учебной деятельности.
В конце 50-х гг. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о её значении в психическом развитии ребёнка. Особенность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях В.В. Давыдова.
В структуре учебной деятельности выделяются потребность, задача, мотивы и операции. Исходная форма учебной деятельности - её коллективно распределённое осуществление учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие учебной деятельности проходит несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её основные характеристики (содержание, формы организации и т.д.).
На этапе начального образования возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются лишь их предпосылки). В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
На втором этапе формирования учебной деятельности (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация учебной деятельности, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. Учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития учебная деятельность продолжает занимать главное место.
В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы учебная деятельность приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью.
При любом способе обучения у некоторых учащихся может стихийно сформироваться целенаправленная учебная деятельность. Однако наивысшего уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории учебной деятельности.
- Структура и содержание учебных программ элективных курсов
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности
- Библиографический список научно-методической литературы, статей периодической печати, информационных ресурсов в сети Интернет по различным аспектам профильного обучения
Учреждение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образовании, осуществляет образовательный процесс, соответствующий уровням образования и реализует программы:
- начального общего образования («Начальная школа XXI века», «Школа 2100», класс дошкольной подготовки), 4 года;
- основного общего образования, 5 лет;
- среднего (полного) образования (профиль оборонно-спортивный), 2 года.